10 сентября, 2014
Арт-терапия в Планете друзей
Для реализации курса мы пользовались правилами арт-терапии:
1. В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.
2. Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.
3. Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения. («Включенность» детей в групповую коммуникацию во многом определяется педагогической этикой и мастерством психолога.)
4. Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.
5. В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!
Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.
Причем, в последний месяц занятий руководитель вмешивался в художественную деятельность детей очень редко, поэтому стал выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.
Оптимальное число участников арт-терапевтической группы от 5 до 20 человек. Мы работали с детьми от 7 до 15 человек. В начале курса с присутствием родителей. Пространство для занятий включает круг из стульев, рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества, а также свободную от мебели часть комнаты, в которой можно легко перемещаться, танцевать.
Другая комната в Детском центре имеет игровую зону с настольными играми и лабиринт для двигательных занятий, сухим бассейном с шариками и игр.
Для проведения занятий использовали различные материалы, такие, как: карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски, гуашь, нитки, наборы аппликаций, овощи и фрукты.
Использовали кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка. А так же бумагу различных цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки. На некоторых занятиях использовались ткани, глина, пластилин, специальное тесто, песок с миниатюрными фигурками, дерево, природные и иные материалы для создания объемных композиций.
Все участники имели равные права и равную ответственность за происходящее.
Курс дал хороший терапевтический эффект для настроения и состояния подопечных, социального взаимодействия и принятия детей друг другом. Они полностью включены в деятельность синтеза искусств.
Продолжение курса углубит результаты, позволит в комплексе добиваться новых успехов.
Родители испытывают состояние радости и уважения к «Фонду поддержки детей», т.к в городе подобных программ пока не было. Сохраняются семьи, у них появляется мотивация жить дальше, взаимодействовать, стремиться к новым достижениям вместе во своими детьми (и здоровыми, и больными).
Используемые методики выбраны для наиболее эффективного развития и адаптации детей в обществе, включенности членов их семей. Формируется лояльное отношение общества к детям с ОВЗ. Идет формирование культуры цивилизованного отношения к детям с ОВЗ и подготовка к самостоятельности.
Взаимодействие детей с ОВЗ и здоровых с разным возрастом и разным диагнозом увеличивает эффективность курса, способствует снижению агрессии.
Арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике. |